А. И. Осипов, «ПУТЬ РАЗУМА В ПОИСКАХ ИСТИНЫ»

Глава VI. ЯЗЫЧЕСТВО. Магизм.

Московская Духовная Академия

Алексей Ильич Осипов

«ПУТЬ РАЗУМА В ПОИСКАХ ИСТИНЫ»

Издание 4-е, исправленное и дополненное.

Рекомендовано Учебным Комитетом
при Священном Синоде Русской Православной Церкви
в качестве учебного пособия по Апологетике
для духовных школ

ЯЗЫЧЕСТВО

§4. Магизм

  Магия (от греч. mage…a - колдовство, чародейство, волшебство) - это вера в то, что законы этого мира подчинены оккультным силам, которыми человек может овладеть с помощью особых действий (заклинаний, ритуалов и т.д.). Н.А. Бердяев (†1948 г.) так писал о магии: "Оккультизм, например, есть сфера магии по преимуществу, т.е. необходимости, а не свободы. Магия есть господство над миром через познание необходимости и закономерности таинственных сил мира. Свободы духа я не видел у людей, увлеченных оккультизмом. Они не владели оккультными силами - оккультная сила владела ими. Антропософия[22] разлагала целость человеческой личности, потрошила душу не менее психоанализа... Редко кто производил на меня впечатление столь безблагодатного человека, как Штейнер.[23] Ни одного луча, падающего сверху. Все хотел он добыть снизу, страстным усилием прорваться к духовному миру".[24]
Магизм, как и мистицизм, не связан с обязательным признанием личного и, тем более, Единого Бога. Магическое миропонимание рассматривает мир как нечто безусловно статическое и детерминированное и не оставляет места для свободы ни богам, ни духам, ни силам природы. Всё и вся подчинены извечно существующим оккультным законам. Поэтому, нашедший "ключ" к ним становится подлинным властелином богов, людей и мира. Одна из индийских поговорок так и гласит: "Весь мир подвластен богам. Боги подвластны заклинаниям. Заклинания - брахманам. Наши боги - брахманы".
В отличие от религии, усматривающей существо жизни человека в должном устроении его духа по отношению к Богу, для магии основное - это знание того, что и как нужно сделать, чтобы достичь цели. Цели эти исключительно земные (наслать порчу, приворожить, разбить любовь и т.д.) и их достижение ни в коей мере не связано с духовно-нравственным состоянием человека. В магии основное - это правильно все сделать.
Магическое сознание глубоко присуще ветхому человеку. Для очень многих православие - это поставить свечи, "приложиться", что-то пожертвовать, подать поминания, заказать обедни, молебны, панихиды, посетить святые места, поисповедоваться и причаститься. А главное, без чего невозможно спасение - исполнение заповедей и покаяние, забывается. Но без духовного изменения (по греч. покаяние - meta0noia - изменение образа мыслей) все эти внешние действия по меньшей мере бесполезны, но чаще вредны, поскольку создают видимость праведной жизни и приводят человека к самомнению и неприязни ко всем "грешникам".
Сами таинства в православии спасительны лишь при условии искреннего стремления человека духовно и нравственно измениться. Только внешнее же их принятие может стать для человека гибельным. Апостол Павел пишет о причащении: "Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе" (1 Кор. 11, 29). И это происходит при точном совершении всей внешней (обрядовой) стороны таинства Евхаристии и правил подготовки к нему.
Магическое восприятие таинств, церковных священнодействий, культа в целом является одной из главных причин вырождения христианской религии в людях, ее искажений, сползания к язычеству.
Величайшее зло языческого сознания -"сорвать тайны бытия" и человеку стать на место Бога. Магия и есть эта безумная попытка "революции" против Бога. По Священному Писанию, последним шагом этой революции будет явление властителя всего мира - антихриста, "человека греха", "беззаконника" (2 Фес. 2;3,8) в высшем и исключительном значении этого слова, "так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2,4) и творя лжечудеса с помощью магии.


Глава VI Язычество


§1. Натурализм
§2. Идолопоклонство
§3. Мистицизм
§4. Магизм
§5. Истоки и сущность язычества
§6. Оценка язычества


Содержание

-----------------------------


"ВЕРуЕМ"


Хостинг от uCoz