Святители Герасим, Питирим и Иона.

Святители Пермские Герасим Питирим и Иона.

  Греческая Православная Церковь установила соборное торжество трем своим великим святителям - Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту (хотя они жили не в одно время и скончались в разных местах), так  11 февраля (нов.ст.), накануне праздника "Собора Вселенских учителей и святителей", Русская Церковь вспоминает и прославляет подвиги трех своих архипастырей; Герасима, Питирима и Ионы, которые преемственно, один за другим, продолжили апостольские труды великого просветителя Пермского края святителя Стефана (+1396, память 26 апреля) Святитель Стефан.

  Непосредственным преемником святителя Стефана был епископ Исаакий. Находясь в 1416 году в Москве, епископ Исаакий, устав от забот, испросил у церковноначалия разрешение удалиться на покой и больше не возвращался в Усть-Вымь(ныне селение близ города Яренска на реке Вычегде), где еще в 1383 году святым Стефаном была утверждена кафедра при церкви Благовещения.) Новообращенная паства, оставшаяся без архипастырского надзора, легко и скоро могла увлечься прежними верованиями, тем более, что волхвы, потерявшие было свое влияние среди населения, только и ждали подходящего момента. К тому же северо-восточная окраина России(верховья Печоры и Вычегды), где жили зыряне, была мало защищена отдаленным московским княжеством от частых набегов язычников-вогулов и отрядов корыстолюбивой новгородской и вятской вольницы. "Овцы шалят, волки нападают, без пастыря свистеть некому, чтобы пугать и прогонять волков",- свидетельствовал летопсец Епифаний, автор «Жития святителя Стефана Пермского».

    Епископу Герасимуу(+ок.1441, память 24 января), присланному в эти края после ухода епископа Исаакия, предстояло немало потрудиться для укрепления паствы в вере Христовой. Древнее местное предание повествует, что епископ Герасим вел строгую аскетическую жизнь, самоотверженно отдавая все свои силы для укрепления в народе православной веры.
«Ныне страна чисто и православно совершает службу Божию по закону христианскому» - писал, митрополит Фотий в 1429 году о Перми.
 В 1438 году мы видим свят. Герасима на Московском соборе, на котором осужден был предатель православия Исидор; потом в 1441 году он снова был вызван туда же для постановления соборного решения ставить русского митрополита собором русских архиереев. Это показывает, как современники дорожили мнением пермского святителя и какое к нему имели уважение.
 Без сомнения ревностный архипастырь во время этих поездок в Москву ходатайствовал пред великим князем за свою паству и просил о ней милостей и льгот. И действительно, его неусыпными трудами и отеческими заботами скоро все было приведено в Перми в настоящий порядок: начала процветать торговля, народ увеличивал источники приобретения, обогащался и наделял щедрыми дарами монастыри и храмы Божий. Вера народная, возбуждаемая духовенством, повсеместно выражалась и доказывалась тем, что не осталось почти ни одной многолюдной деревни, где бы не было построено усердием жителей церкви. Радовался и святитель Герасим, видя спокойствие и благоденствие своей паствы.
 В последние годы жизни святителя Герасима положение Перми снова сделалось затруднительным, одновременно она должна была защищаться от различных врагов, намного превосходивших ее силами и нападавших на нее с противоположных сторон.
 Когда междоусобия кончились смертью многих "царьков", a один из них - Асыка - сделался могущественным властелином всех оседлых и бродячих вогулов, тогда Пермь встретила в нем заклятого себе врага, который в продолжение полувека наводил ужас на зырян. Не столь опасными, по сравнению с вагулами, казались другие враги: неугомонные новгородские ушкуйники и вятчане, не имевшие, как вогулы, к зырянам племенной вражды и возбуждаемые только жаждой корысти. Но и они часто были очень жестоки и наносили величайший вред благосостоянию зырянских земель.
 Новгородцы грабили нижневычегодские селения, а вятчане - по Лузе и Сысоле. В этих плачевных обстоятельствах общие уныние и отчаяние жителей были столь сильны, что народ и не думал уже защищаться и спасался бегством в леса, оставляя дома на произвол врагов.
  Как попечительный отец, епископ Герасим употребил все свое влияние и всю свою деятельность направил на защиту обижаемых. Не щадя собственных средств и подвергаясь опасности, он странствовал по Перми из конца в конец, одушевляя своих овец, являясь везде как ангел- хранитель. Новгородцы и вятчане, тронутые его просьбами и увещаниями, возвратили жителям все отнятое у них и из уважения к старцу-святителю даже сделали богатые вклады в церкви и монастыри пермские.
 Блаженный Герасим до того простер свою заботу о пользе паствы, что решился с опасностью для жизни самоотверженно явиться в стан жестоких и грубых вогулов. Несмотря на свирепость Асыки, просьбы и убеждения святителя подействовали на них так, что они удалились в свои места.
 Архипастырь занялся тогда водворением покоя и порядка в пострадавших деревнях и селениях: проникал в самые глухие места - одних утешал, другим помогал, иным одалживал, никому ни в чем не отказывая, - и такими подвигами заслужил от всех имя благодетеля народа. Душевные огорчения и недуги в старости расстроили его здоровье, но и будучи болен, он не мог оставить своих пастырских обязанностей и поехал обозревать ближайшие к владычному городу места и церкви. На обратном пути, приближаясь к своему дому, «на Устъ-Вымском лугу, близ Усть-Вымьска городка, за мало стадий от соборной церкви, удушен бысть святый отец за нечто от своих домочадцев, неповинно кончину восприя святый, месяца генваря в 24 день». Предание говорит, что св. Герасим был удавлен омофором слугою-вогулом, которого он взял к себе с целью воспитать из него проповедника православной веры для его диких соплеменников. Возможно, дикарь поступил так со своим благодетелем по наущению язычников, опасавшихся среди вогулов такой же успешной проповеди о Христе, какую имела миссия св.Стефана среди зырян.
 Печальная весть о смерти архипастыря быстро пронеслась по окрестным селениям и поразила скорбью сердца жителей. Со всех сторон народ толпами устремился к владычному городу отдать последний долг своему благодетелю. При всеобщем плаче и рыдании тело святителя-мученика предано было земле в Благовещенском кафедральном соборе г.Усть-Выми.


 Преемником его на Пермской кафедре стал архимандрит московского Чудовского монастыря Питирим (+1456, память 19 августа), известный сколько по благочестию своему и иноческим подвигам, столько же и по образованности и просвещению, в чем не было тогда в Москве ему равных...
далее - Святители Питирим и Иона

"ВЕРуЕМ" - Главная

Хостинг от uCoz