О сектах

  Большинство словарей и справочников определяют секты как сравнительно небольшие и замкнутые религиозные группы, отделившиеся от основной, культурообразующей религиозной общины (или основных общин) страны или региона и противостоящие им. Важное дополнение к социологическому определению секты было сделано немецким ученым Эрнстом Трёльчем (1865-1923). В качестве причины индифферентного или враждебного отношения сект к окружающему обществу и культуре он особенно выделил присущий сектам приоритет внутригрупповых отношений и ценностей перед государственными и общественными.

Слово "секта" (лат. secta - образ жизни, учение, направление, школа, шайка) имеет две возможные этимологии: либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении.

  В Sept., а также в переводах Священного Писания на церковно-славянский и русский языки, употребляется только слово "ересь" (греч. haeresis - захват; выбор; учение, направление, школа). В Vulg. haeresis употребляется в Деян 5,17; 15,5; 24,14; haeresis переведено как secta в Деян 24,5; 2 Петр 2,1; Гал 5,20. Вплоть до Нового времени эти два слова употреблялись на латинском Западе как синонимы. После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово "секта" стало употребляться в вышеуказанном смысле, "ересью" стало обозначаться неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией, причем это правило словоупотребления было обращено и в прошлое христианства (таким образом, можно, например, сказать, что секта севериан содержала монофизитскую ересь). Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сего дня в обоих значениях употребляется только слово haeresis.

Во второй половине XX века возникают новые религиозные группы, отличающиеся от прежних сект следующими чертами:

1. Степень синкретизма их доктрин столь высока (много более, чем у сект древних гностиков), что сложно выделить в них главную, базовую составляющую, которая указала бы на исходную религиозную традицию или квазитрадицию (оккультную или сектантскую). Примером могут служить "Церковь объединения" и "Церковь сайентологии".

2. Многие такие группы представляют собой секты (маргинальные религиозные общины), импортированные в чужой для них культурный ареал или воссозданные в нем. Большинство из рассматриваемых в данной работе сект относятся именно к таким группам.

3. В большинстве из них крайне возросла роль основателя, руководства и внутригруппового контроля.

  Для обозначения подобных групп во Франции продолжают использовать термин "секта", имея в виду прежде всего тот оттенок значения этого слова, который придает ему вторая возможная этимология. В немецкоязычных странах за словом "секта" сохранилось прежнее значение, а для наименования авторитарной синкретической группы был заимствованный введенный в США новый термин - "cult". Словарное значение русского слова "культ" (от лат. cultus - почитание): поклонение кому-либо или чему-либо; совокупность ритуальных действий по отношению к объекту поклонения. Представление о дополнительном значении, вкладываемом в понятие "cult" в англоязычных странах, а также о соотношении данного понятия с понятием "секта", можно получить из определения этих терминов, которое дает Институт изучения американских религий:
"Группы, отколовшиеся от церковных деноминаций, определяются как секты. Они в большинстве случаев следуют в фарватере материнских деноминаций, однако отличаются от них более строгими доктринальными и поведенческими требованиями к своим членам, а также подчеркиванием своей отделенности и отличности от господствующей культуры... Типичные секты... квакеры, менониты, ... пятидесятники... (...) В то время как большая часть сект придерживается привычной культурной модели, большинство "культов" следует религиозному устроению, чуждому для преобладающих религиозных общин. Культы представляют собой как бы диверсионный отряд другой культуры, через религиозные нововведения внедряющийся в данную культуру. В большинстве случаев это нововведение происходит посредством трансплантации религии из другой культуры, осуществляемой через иммиграцию ее носителей и лидеров. Именно таким образом индуизм и буддизм были пересажены в Америку в течение XX века. Индуистские и буддийские группы в Америке представляют собой, в социологическом смысле, культы".

  Американские консервативные протестанты называют "cults" любые организованные религиозные группы, исповедующие небиблейские учения. С другой стороны, этот же термин употребляется англоговорящими авторами в значении "тоталитарная секта" (см. ниже). Отсюда, многие отечественные исследователи проблематики автоматически начинают использовать в русском языке слово "культ", делая типичную ошибку начинающего переводчика. Мы же не сочли нужным прибегать к использованию термина "культ", следуя современному пониманию термина "секта".

  Итак, в широком смысле этого слова, секта - это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. В данной работе этот термин используется в специальном значении. Его определение было дано Комиссией по расследованию деятельности сект во Франции, выводы которой обсуждала Национальная Ассамблея (Парламент) Франции в январе 1996 года. Согласно определению Парламентской комиссии, секты - это "группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми установлениями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными), и представляющие собой опасность для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов. Используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть цели получения власти, влияния и эксплуатации адептов".

  В последнем значении понятие "секта" максимально приближается к понятию "тоталитарная секта". Из самого наименования следует, что под этим термином понимается группа, которая полностью контролирует своих членов и в той или иной степени нарушает их права. Канадская просветительская организация "Инфо-Калт"(Info-Cult) дает следующие определение:
"Cult (тоталитарная секта) - это группа, которая эксплуатирует своих членов и манипулирует ими. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена".

  Критериями принадлежности группы к тоталитарным сектам могут служить:
1. гуруизм (абсолютной власть обожествленных лидеров и их приближенных);
2. построение по принципу пирамиды и особая жесткая дисциплина и организация, напоминающая организацию партий кадрового типа и некоторых международных корпораций;
3. обман или сокрытия части важной информации об организации при вербовке новых членов;
4. наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения;
5. эксплуатация членов;
6. Нравственный релятивизм - нравственным считается то, что полезно секте ("цель оправдывает средства");
7. использование особых психологических методик по реформированию мышления и контролированию сознания своих членов. К таким методикам, в частности, относятся:
- внушение абсолютно негативной оценки прошлой жизни адепта;
- обрыв информационных связей завербованного в секту с внешним миром;
- интенсивная и постоянная индоктринация (обязательное штудирование печатных пособий секты или, когда это невозможно, просмотр и непрерывное прослушивание проповедей в записи; разрыв родственных и дружественных связей);
-формирование черно-белой ("друзья-враги") парадигмы мышления;
- групповое давление;
- использование психологических методов эмоционального контроля;
- внушение недоверия к рациональному мышлению;
- использование приемов "остановки мышления", например, посредством повторения мантр;
- использование гипноза, самогипноза и психотехник, ведущих к состоянию транса, например, интенсивных медитаций;
- контроль языка через введение нового словаря и/или изменение значения общеупотребительных слов;
- введение ограничений в питании и сне;
- контроль межполового общения от полного его запрета или назначения супруга до предписания извращений и проституции;
- внушение чувства вины перед организацией и фобии выхода из секты.

  Результатом действия таких методик становится подавление личности члена тоталитарной секты и замещение ее манипулируемой квазиличностью. При полной ориентации на лидера подчиненные члены секты подражают ему во всем. Если же глава секты имеет криминальные или извращенные наклонности, страдает психическими расстройствами, то срабатывает механизм психологической индукции, своеобразного заражения сектантов пороками и психическими патологиями основателя.

  В сектах не подозревающие люди превращаются в как бы в детей, полностью зависимых психологически, а часто и материально от своих новых "родителей" - сектантских наставников. И этих "детей" используют в качестве "добровольных" рабов. В сектах люди теряют здоровье, собственность, деньги, и, главное, способность самостоятельно жить в обществе. Если человек все же покинет секту или его выкинут на улицу, когда его производительность сильно понизится, то перед ним встанет проблема психологической и социальной реабилитации. Необходимо также учитывать негативное отношение сект к медицине, науке, культуре; их антиисторизм, презрение к родине.

-------
ВОКРУГ ЗАКОНА "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ"

В Общедоступном Православном Университете.

 Тоталитарные секты и свобода совести


* ПравославиЕ *
" ВЕРуЕМ "
СЕКТЫ Храмы Перми и области... * Фотографии * Ссылки Гостевая книга




Хостинг от uCoz