Сергей БАРШАЙ. Православие в земле Суоми


О Финляндии мы все знаем, что это государство на Севере с суровым климатом, развитой экономикой и высоким социальным уровнем жизни. Также с этой страной у нас ассоциируются Финский залив Балтийского моря, финская бумага, сантехника да разве что еще Дед Мороз. Но многие ли знают, что в этой самобытной северной стране, в которой более 90% населения относят себя к лютеранству, Православие (наряду с лютеранством) также является государственной религией, а в истории финского народа оно имеет глубокие корни и пользуется огромным уважением?

Исторические корни Православния
Духовными центрами православной Финляндии издавна считались карельские обители Ладожского озера – знаменитая Валаамская Спасо-Преображенская и Коневецкая на острове Коневец. Огромная заслуга иноков этих монастырей в том, что благодаря им Православие смогло закрепиться в Восточной Финляндии – Карелии. Западные же регионы страны, граничащие с Швецией, оказались более подвержены лютеранскому влиянию. Однако в результате лютеранство оказалось сильнее, «завладев» умами почти всего населения.
Важной особенностью взаимоотношений православных и лютеран в стране есть отсутствие, на протяжении всей истории, каких бы то ни было конфликтов на религиозной почве. В период пребывания Финляндии в составе Российской империи, метрополия никоим образом не притесняла здесь лютеранскую религию – наоборот, строила кирхи и всячески способствовала сохранению самобытности народа. Так, именно императоры построили в центре Хельсинки величественный лютеранский храм.
В целом Православие в ту эпоху имело относительно неплохие перспективы развития в автономии. После же разрыва отношений с православной Россией в результате революции 1917 года, а особенно после Советско-Финской войны 1939-1940 годов финское Православие, оказавшись в изоляции, было подвергнуто серьезному испытанию на прочность. Так что к началу 1990-х годов в стране православными фактически осталось всего приблизительно 2% населения. Тем не менее Православие, будучи второй по численности религией в государстве, имело статус государственной религии со всеми вытекающими отсюда последствиями.
А права у государственной религии здесь достаточно весомые. Например, если в школе хотя бы три православных школьника – власти обязаны обеспечить ему учителя по религии. Вот у кого бы поучиться нашим чиновникам от образования! Когда у нас ломают головы, нужно ли вводить в общеобразовательные школы религиозный предмет по вероисповеданию, к которому себя причисляет подавляющее большинство населения – в Финляндии вопрос так даже не стоит. Уважение (если не благоговение) перед традиционными для народа вероисповеданиями (секты с 15-20-летним стажем во внимание, естественно, не берутся) тут велико.

Административное деление Церкви
Сегодня финское Православие структурно объединено в Финскую Автономную Православную Церковь, входящую в состав Константинопольского патриархата. Управляет Церковью Архиепископ Финский Лео (по нашему – Лев), резиденция которого находится в городе Куопио. Церковь небольшая, она делится на три епархии, и всего насчитывает 25 приходов (к каждому приходу приписано еще несколько храмов). Так что в целом получается 150 храмов, один мужской (Ново-Валаамский) и один женский (Линтульский) монастыри. Образование будущие пастыри получают на кафедре Православного богословия при Йоэнсуусском университете.
Особенностью структурного деления православных в стране есть то, что тут также имеется часть приходов (сегодня их по стране шесть), служащих по Старому стилю и подчиняющихся Русской Православной Церкви. Главной причиной этого стал переход в начале ХХ века Финской Церкви на Новый стиль в богослужении – тогда часть населения (в основном коренные русские) этого не восприняла. Сейчас укреплению старостильных приходов способствует новая волна эмиграции из стран СНГ, начавшаяся в начале 1990-х годов.
Учитывая деликатность ситуации (наличие параллельных приходов) функционирование «иностранных» православных общин обязательно согласовывается с священноначалием Финской Церкви. И таким образом сегодня финские и русские приходы, несмотря на юрисдикционную разницу, тесно общаются друг с другом: традиционным стал обмен приходов своими хорами в определенные праздники. А православная община города Поре, построившая недавно себе новый храм, сдала в аренду православным русским старое здание храма, с последующим правом выкупа.

Свято-Никольский приход МП, г Хельсинки История создания прихода; Адреса храмов; Расписание богослужений
Свято-Троицкий храм, г. Хельсинки Расписание служб; Жизнь прихода; История храма; Слово пастыря; Новости; Финская Православная Церковь

на " ВЕРуЕМ "



Хостинг от uCoz