Русская Православная Церковь. Московский Патриархат.

 Название

  Основное официальное название — “Русская Православная Церковь”. Оно укоренилось довольно поздно, уже в ХХ в. (в советский период). Правильнее было бы называть нашу Церковь “Православной Церковью в России”, поскольку она построена не на национальной идее и как Поместная Церковь всегда была ограничена территорией Российского государства (при наличии ряда приходов на территории других стран, принадлежащих к юрисдикции Московского патриархата). Лишь после распада СССР появилось много епархий за рубежом. Некоторые из них представляют сегодня по существу автономные Церкви (в рамках Московского Патриархата). Другое наименование РПЦ — Московский Патриархат. Оно не содержит никакой двусмысленности, исторически оправданно и соответствует названиям ряда других Православных автокефальных Церквей, возглавляемых Патриархами.

Символика

  Символика Православия многообразна. Среди священных символов наиболее почитаем Крест (как правило, с изображением распятия Спасителя, но также и без него, например, на храмах) и иконы: Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых (св. Николая Чудотворца, например). Крест в русской традиции восьмиконечный, но допустимы и другие варианты (даже Андреевский крест, далекий от традиционного “русского”, входил в официальную символику Российской империи). Наперсный наградной крест священнослужителей также отличается от традиционного “русского” креста. В Православии допустимы все символы древней Церкви: рыба, монограмма РХ и др. По существу почти все в богослужении и церковной практике Православия связано с символами: храм, его устройство, интерьер, иконостас, крестное знамение, облачения священнослужителей, элементы богослужения. Иконы и иконопочитание присущи не только Православию (в частности, Римско-Католической Церкви), но все же считаются наиболее характерными для Православия.

История Православия

  История Православия (как и христианства в целом) начинается в Ветхозаветные времена. Ожидание Мессии завершилось Благовещением и Боговоплощением, описанными в Евангелиях. Ученики Иисуса Христа (Господа и Спасителя, Сына Божия, как понимают Его христиане) получили в Пятидесятницу Дар Святого Духа и явили собой Церковь. История роста Церкви, история отпадений от нее уклонившихся в лжеучения (ереси) и дисциплинарные и юрисдикционные смуты (расколы) свидетельствует о постоянном стремлении многих христиан сохранить верность Спасителю, сберечь истинную веру и Богопочитание (слово “православная”, калька греческого слова “orthodox”, означает правильная, правая вера и правильное прославление). В древней Церкви всякая ересь (например, арианство) понималась как отпадение от Православия. Как правило, неприятие решений Вселенских соборов (в Православии таковыми считаются семь соборов: 325 г. в Никее, 381 г. в Константинополе, 431 г. в Ефесе, 451 г. в Халкидоне, 553 г. и 681 г. в Константинополе, 787 г. в Никее) считалось в древней Церкви отвержением от Православия. Первое серьезное разделение, сохранившееся до сих пор, — отделение несториан после 431 г. Еще более значительное разделение — образование после 451 г. нехалкидонских (монофизитских) Церквей (Коптской, Армянской, Сиро-Иаковитской), на Западе именуемых также православными (orthodox), но “ориентальными православными”, а в русской православной богословской литературе — древними восточными Церквами.

Следующее серьезное разделение можно отнести к 1054 г., когда легаты Римского Престола во главе с кардиналом Гумбертом и Константинопольский Патриарх Михаил Керулларий предали друг друга анафеме. Разногласия между Римом и Константинополем имели место и прежде, но конфликты рано или поздно успешно разрешались. Анафемы же 1054 г. были взаимно сняты лишь в 1965 г., однако полное единство не восстановлено до сих пор. Многое объясняет история развития взаимоотношений Востока и Запада, политических и церковно-политических напряжений второго тысячелетия. Примечательно, что в разделении XI в. стороны именовали себя не православными и католиками, но греками и латинянами. Самообозначение “православные ” у восточных христиан появилось значительно позже.

  Обособление Православия от Западной Европы было обусловлено политическим положением в Европе Восточно-Римской Империи, позднее названной учеными Византией, со столицей в Константинополе. После падения Константинополя в 1453 г. основной внешний авторитет Православия сосредоточился в России, где Православие имело государственную опору и сама государственная власть была в сознании граждан сакрализована (в частности, цари венчались на царство, миропомазывались и именовались Помазанниками Божиими).

  Православие представляет собой семью независимых, так называемых автокефальных (буквально самоглавных, самостоятельных), Церквей, находящихся в общении с Константинопольским Патриархом, который, хотя и носит титул Вселенского, является всего лишь первым по чести, “первым среди равных”. На сегодняшний день эту семью составляют: Константинопольский патриархат, Александрийский патриархат, Антиохийский Патриархат, Иерусалимский Патриархат, Русская Православная Церковь, Сербская, Румынская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская, Польская, Албанская, Чехословацкая, Православная Церковь в Америке(Ortodox Church in America). Существует также и статус автономии (Финская, Японская Православные Церкви).

  В связи с изменением общественно-политической ситуации и образованием независимых государств возможно и образование новых автокефальных и автономных Церквей. При этом для новой автокефалии требуется, помимо готовности Церкви-матери дать автокефалию, одобрение и признание другими православными Церквами.

Основатели, пророки, авторитеты

  Очевидно, что основателем Православия, как и всего христианства в целом, является Иисус Христос — Сын Божий, Богочеловек, Который “есть глава тела Церкви; . . . Тело Его есть Церковь” (Кол 1, 18 и 1, 24). Особый авторитет имеют апостолы (буквально посланники). Это звание было дано преимущественно узкому кругу Двенадцати (Мф 10, 2), но, как известно из Нового Завета, и другие осуществляли вместе с ними определенное служение, которое следует охарактеризовать как апостольское. Двенадцать приобщили других к своей апостольской миссии. Апостол Лука свидетельствует, что Христос „“поставил и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим” (Лк 10, 1). Воскресший и вознесшийся на небо Христос кроме Двенадцати посылает и Павла (Деян 9, 5). Апостольство, уполномоченное представлять в Церкви Воскресшего Христа, в той или иной форме осуществляется всеми членами Церкви, в том числе и мирянами (апостолат мирян).

  Духовный авторитет в Церкви принадлежит также святым и прежде всего — Божией Матери. Православная Церковь именует ее Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной и Приснодевой Марией. Она часто изображается (деисис, деисус) стоящей у Распятия вместе со св. и праведным Иоанном Предтечей (Деян 13, 24), который более, чем пророк (Лк 7, 26), который „“пришел. . . свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали чрез него” (Ин 1, 7).

Призывание и почитание Богородицы и святых обусловлено православным учением о Церкви. Огромный духовный авторитет имеют члены Церкви, причисленные к лику святых, прежде всего, мученики, Отцы Церкви, подвижники-аскеты. Для благочестия русского народа особенно характерно обращение к молитвам и заступничеству святых.

История в России

  История Православия в России насчитывает более 1000 лет. В 1988 г. Россия отмечала 1000-летие Крещения Руси. Событие это праздновалось по всему миру, поскольку принятие христианства на Руси было существенной вехой в истории мировой культуры и цивилизации, сыграло чрезвычайно важную роль не только в жизни народов России, но и народов Европы. Христианство в православной византийской традиции на тысячелетие определило характер просвещения, способствовало развитию славянской письменности, укреплению политических и культурных связей России с народами христианской Европы. В Северном Причерноморье христианские храмы появились уже в первые века. Предание, записанное в летописи, гласит, что св. апостол Андрей Первозванный дошел до Киева и благословил эти земли. Первоначально Русская Церковь входила в юрисдикцию Константинопольского Патриарха в качестве Киевской митрополии (существует мнение и о периодепребывания под юрисдикцией болгарского Охридского патриарха). В 1589 г. московский митрополит Иов был возведен Константинопольским патриархом Иеремией II в патриаршее достоинство, и тем самым Церковь на Руси получила автокефалию, независимость. Поскольку торговые контакты и международные связи с Западом были интенсивными, во многих крупных городах существовали католические храмы и имели место межконфессиональные контакты. Патриаршее устройство Церкви в 1721 г. сменилось Синодальным, просуществовавшим до 1918 г. В этот период во главе Церкви стоял Святейший Правительствующий Синод, который обладал законодательной, распорядительной, административной, надзирающей и судебной властью, но действовал под надзором представителя верховной государственной власти — синодального обер-прокурора. В 1918 г. было восстановлено патриаршество (св. Патриарх Тихон † 1922* (сноска: канонизирован Русской Православной Церковью в 1989 г.); 1943_1944 Патриарх Сергий, 1945_1970 Патриарх Алексий, 1971_1990 Патриарх Пимен, с 1990 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II). В 1900 г. Православная Церковь в России состояла из 66 епархий с 40 тысячами приходов. Действовало 690 монастырей, 4 духовных академии, 58 семинарий, 183 духовных училища. После октябрьского переворота в 1917 г. и особенно в период “пятилетки безбожия” число приходов сократилось до 100_300, а число епископов на свободе — до 4-х. В 1943 г. политика государства в отношении Церкви несколько изменилась. Разрешена была интронизация патриарха, произошло открытие ряда храмов, освобождение из заключения некоторых епископов и священнослужителей. Количество храмов медленно возрастало, но к концу правления Н. С. Хрущева в результате преследований сократилось число приходов в два раза до 7500, семинарий до 3-х (из 8), а монастырей до 18 (из 58). После 1988 г. ситуация начала меняться к лучшему. В 1997 г. РПЦ насчитывала 124 епархии и около 18 тысяч приходов. Кроме того, в юрисдикцию РПЦ входит Японская Автономная Церковь. Верующих духовно окормляют 148 архиереев, из них 122 правящих и 24 викарных. Действуют 210 мужских и 285 женских монастырей (в России, на Украине, в других странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья). Открыто 64 монастырских подворья, 5 духовных академий, 23 семинарии, 21 духовное училище, 1 богословскийинститут. Русская православная диаспора, исторически находящаяся в лоне Московского Патриархата, насчитывает 7 епархий, 2 благочиния, а также подворья, представительства и отдельные приходы (176 храмов, 9 монастырей и скитов).

Основные вероучительные положения

  Православие верит и смиренно надеется на то, что оно не отошло от первохристианского опыта веры, сохранило учение Церкви, сформулированное в очень немногих формулах (оросах) Вселенских соборов, и представляет собой неискаженную христианскую традицию. Основной христианский догмат (принципиально важное и безусловное для христианина утверждение) сформулирован апостолом Петром от лица апостолов, от лица всей Церкви: “Ты еси Христос, Сын Бога Живаго”. Иисус Христос есть предвечное Слово, Сын Божий, принявший человеческое естество, истинный Бог и истинный человек, пришедший в мир для спасения человека, принявший вольные страдания и крестную смерть, воскресший, вознесшийся на небеса и седящий одесную Отца и снова грядущий в мир для последнего суда и вечного своего царства. Вера во Христа как Сына Божия — не христологическая доктрина в Православии, но сама жизнь.

  Вера во Христа как Сына Божия есть вместе с тем и вера во Святую Троицу, во имя Которой, по заповеди Христовой (Мф 28, 19), и совершается крещение. Христианство — религия Св. Троицы, вера в Сына, посылаемого Отцом и посылающего Духа Святого. В литургической жизни Православия, в возглашениях, доксологиях, молитвенных обращениях преобладает Имя всей Пресвятой Троицы перед Именем Иисусовым в отдельности. Это свидетельствует о том, что ведение Христа нераздельно связано с ведением Св. Троицы. Бог есть Дух, имеющий триединое сознание при единстве жизни и существа. В этом триединстве соединяется самобытность и раздельность трех божественных ипостасей с единством божественного самосознания. Бог есть самоотвергающаяся Любовь Трех, которая имеет такую полноту взаимности, что соединяет трех в одной жизни. Этим преодолевается ограниченность моноипостасности и раскрывается полнота жизни абсолютного самодовлеющего духа. Догмат Св. Троицы в Православии — общий с католичеством, англиканством и ортодоксальным протестантизмом. Жизнь во Христе соединяет со Св. Троицей, дает ведение любви Отчей и даров Духа Святого. Нет христианской жизни вне познания Св. Троицы.

  В VI веке на Западе сложилось учение об исхождении Св. Духа “и от Сына”, ставшее вероучительным отличием западного христианства от восточного. Согласно святоотеческой письменности, Дух Св. исходит чрез Сына и на Нем почивает, в этом и выражается их связь по происхождению. На Западе это соотношение не было выяснено до конца и стало пониматься как соучастие Сына в самом изведении Св. Духа с нарушением принципа монархии и рассечением Св. Троицы на две двоицы (Отец-Сын, Сын-Св. Дух). Отсюда возник богословский спор о Filioque (буквально “и от Сына”), т. е. об учении об исхождении Св. Духа от Отца и от Сына), превратившийся в догматическое разногласие. Только в последнее время, в силу некоторых полезных разъяснений как на Востоке (в частности, В. В. Болотов), так и на Западе (Папа Иоанн Павел II и другие римские богословы), этот спор потерял прежнюю актуальность.

  Бог есть Творец мира, создавший его из ничего. Бог всеблаженный не ищет в мире для себя восполнения, но по благости Своей Он хочет сделать причастным к бытию и не-бытие и в нем отобразить образ Свой. Сотворение мира — дело любви, всемогущества и мудрости Божией — совершается Св. Троицей, Отцом, глаголющим Слово в Духе Святом.

  Божественный первообраз творения имеет вершину и средоточие в человеке. Человек есть цель и вершина творения, он есть микрокосм, мир стяженный, и весь шестоднев (библейское повествование о Творении) может быть понимаем как постепенное сотворение человека, который создается в последний день, чтобы стать господином творения. Человек сотворен по образу Божию. Это есть божественная и нерушимая основа человеческого существа, силою которой человек имеет назначение стать “богом по благодати”, сыном и другом Божиим. Первозданный человек находился в состоянии непорочности и проистекающей отсюда близости к Богу, с возможностью прямого богообщения, но он должен был самоопределиться и утвердиться в Боге, и тем самым упрочить свое телесное бытие, возведя его к бессмертию. Самосотворение в свободе символически выражено в заповеди о невкушении от древа познания добра и зла. Человек пал, совершив непослушание, и отягчил себя первородным грехом. Он стал плотским, а потому и смертным, прямое богообщение прервалось с изгнанием его из рая. Но человек остался человеком, духовно свободным существом, которое духовным подвигом, вспомоществуемым нарочитою помощью Божией, способно восходить к своей изначальной норме. Путь благодатного восхождения человека имеет вершиною своею Пресвятую Богородицу, явившую собою предельную человеческую святость и собою засвидетельствовавшую, что человечество и в состоянии первородного греха сохранило истинную свою человечность, способную и достойную приятия Божества, боговоплощения.

  Сам Бог, воплотился от Духа Св. и Девы Марии, миновав плотское зачатие, и чрез то соединил в своей ипостаси божеское и человеческое естество. Он принял всю человечность, будучи новым Адамом, всечеловеком, и все дела Его имеют всечеловеческое значение. В Своем земном пути, вместе с божественным могуществом чудотворца и божественной мудростью пророка Он явил истинного и совершенного человека, до конца, до крестной смерти послушного воле Божией, сделавшего Свою человеческую волю с нею согласной, и тем возвел Свою человечность к высшему достоинству бессмертия и духовности. В Своих страданиях духовных (Гефсимания) и телесных (крестная смерть) Он понес на себе всю тяжесть человеческого греха и богоотверженности, принес Богу правды жертву умилостивления, искупил наш грех и примирил нас с Богом. Возведя человеческую природу к ее первозданному естеству, Он соединил ее — нераздельно и неслиянно — с божеской и через то обожил человека, даровав ему спасение, вечную жизнь в Боге, уже здесь, среди скорбей, и в будущем веке, в жизни воскресения.

Спасение всеобщее есть обожение человеческого естества; спасение личное есть усвоение этого дара личным подвигом, поскольку обожение не есть физическое или магическое действие над человеком, но внутреннее благодатное действие в человеке, которое совершается не помимо самого человека, но при участии человеческой свободы. Это — жизнь во Христе, совершаемая духом Святым.

Терминология (основные понятия)

  Трудно перечислить все основные понятия вероучения и церковной жизни православия. В значительной мере все они — основные категории и понятия систематического (догматического) богословия и других богословских дисциплин, а также практики церковной жизни. Если попытаться составить такой список, то в него должны войти:

Священное Писание, Священное Предание, Отцы Церкви, догмат, теологумен, Вселенские соборы, Церковь (и в мистическом смысле как Тело Христово, и в смысле института, как например Поместная Церковь), Патриархат, автокефалия, Таинства (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Священство, Брак, Елеосвящение), иерархия (диакон, священник, епископ), литургия, благословение;

Боговоплощение, Спасение, Искупление, Обожение, Крест, Воскресение;

Любовь к Богу и человеку, святость, мистика, молитва, аскетика, пост, воздержание, послушание, подвиг, подвижник, молитва, умная (сердечная) молитва, имяславие (прославление Имени Божия), старчество, духовничество, добродетель, благотворительность, милосердие, диакония.

В повседневной и литургической жизни (особенно в монашеской) значительную роль играет Устав (Типикон), церковные правила (каноны) и местная традиция. Немаловажную роль в реальной жизни Православной Церкви играют обычаи, принятые в данной церковно-культурной среде нормы и стиль поведения (стиль одежды), даже если они не имеют никакого догматического содержания.

Священные книги и основные вероучительные документы

  Канон Священного Писания (Библии), который окончательно сложился в IV в. (последние книги были написаны в конце первого века по Р. Х.), содержит 49 книг Ветхого Завета (написанных до Р. Х.) и 27 книг Нового Завета (написанных после земной жизни Спасителя).Канон Нового Завета является общим для всех христианских традиций, а в каноне Ветхого Завета имеются небольшие различия. В Православии к канону Ветхозаветных книг относятся все канонические книги еврейского канона, а также книги, вошедшие в состав греческого текста LXX, список которых помещен во всех изданиях русского текста Библии Московской Патриархии.

  Главные вероучительные документы — Символ веры (Никео-Константинопольский 381 г.), который читается при Крещении и поется за каждой литургией, и догматические постановления Вселенских соборов. По существу это обязательный догматический минимум для каждого члена Православной Церкви, но этими текстами, конечно же, не исчерпывается все вероучение. Помимо святоотеческих догматических высказываний авторитетны и богослужебные тексты, собранные в систему богослужебных книг (Минеи, Триоди Постная и Цветная, Октоих, Часослов, Служебник, Ирмологион, Требник и др.).

Богослужения

  Богослужение в Русской Православной Церкви совершается в соответствии с Уставом (Типиконом), представляющим древнюю традицию, восходящую к двум древним уставам — Монастыря

Св. Саввы в Палестине и Студитского монастыря в Константинополе. Оно построено по сложной схеме пересечения нескольких богослужебных кругов: суточного (Часослов), седмичного (Октоих), годичного (Минеи), Пасхального (Триоди). Кроме того, существует цикл из 8 гласов (осьмогласие), который имеет не только музыкальные особенности, но и особые тексты в каждом гласе. Богослужение совершается на церковно-славянском языке. В некоторых епархиях Священное Писание читают также и по-русски. На Поместном Соборе 1918 г. ставился вопрос о допущении русского языка в богослужение. Сегодняшняя дискуссия пока не привела к формулировке ясной общецерковной позиции по этому вопросу, поскольку факт постоянного редактирования богослужебных текстов в период всего существования Православия на Руси мало кому известен и потому, как правило, игнорируется.

Праздники, знаменательные дни

  Каждый день в Православной Церкви — праздник, поскольку каждый день совершается богослужение, за которым молитвенно прославляется память того или иного святого или событие из истории Спасения. РПЦ пользуется Юлианским календарем (в просторечии “старым”). Только Иерусалимская, Сербская и Грузинская Церкви придерживаются этого же календаря. Большинство же Православных Церквей живут по “новому” — Григорианскому календарю (но Пасхалия соответствует Юлианскому). Даты празднований в большинстве фиксированы (неподвижный круг), но есть и памяти, связанные с подвижным кругом, поскольку они отсчитываются от праздника Пасхи. Пасха празднуется практически во всех Православных Церквах (за исключением автономной Финской Православной Церкви) после Пасхи еврейской в первый воскресный день за полнолунием, которое имеет место в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после него в один из 35 дней в промежутке от 22 марта до 25 апреля (здесь и далее указываются даты по “старому” календарю).

  Пасха Господня, Воскресение Христово — “Праздников Праздник”. С нею связаны: Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (40-й день по Пасхе) и День Святой Троицы (50-й, Пятидесятница) . Эти три праздника и еще 9 неподвижных составляют главные 12 праздников (двунадесятые) . По порядку церковного года (с 1 сентября) они располагаются следующим образом: Рождество Богородицы (8 сентября ), Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (14 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (21 ноября), Рождество Христово (25 декабря), Богоявление (Крещение Господне, 6 января), Сретение Господа Иисуса Христа (2 февраля), Благовещение Пресвятой Богородице (25 марта), Преображение Господне (6 августа), Успение Пресвятой Богородицы (15 августа). Праздники имеют дни предпразднества и попразднства. Существует также определенная градация праздников (великие, малые, с полиелеем и т. д.) в зависимости от особенностей богослужения.

Требования к членам Церкви

  Конкретных и строгих требований, наподобие иудейских, в Православии нет. Ветхозаветные заповеди сохраняют свою силу в Новом Завете, а заповедь из Второзакония „“И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим. . .” (Втор 6, 5) Спаситель называет первой и наибольшей заповедью. В Новом Завете провозглашаются заповеди блаженства (Мф 5, 3-11), и Спаситель возвещает: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин 13, 34-35). Эти заповеди можно понимать как требования, но скорее их следует назвать идеалом, который достигается немногими. Стремление же к их исполнению предполагается у каждого христианина, поскольку оно есть следствие веры, проявление церковности. Из внешних поведенческих норм можно выделить требование соблюдения поста. Однако мера строгости определяется соответствующим уставом. Традиционно в Церкви ориентируются на древний монашеский устав, который имеет соответствующие послабления для мирян, больных, людей, находящихся в особых обстоятельствах. Существует также огромное каноническое наследие — совокупность правил церковных, которые регулируют церковную жизнь христианина, однако пользование ими требует хорошей ориентации во всем каноническом наследии Церкви и потому конкретные вопросы, как правило, решаются духовником.

Пути привлечения новых членов

  Дети, рождающиеся в церковных семьях, естественно становятся членами Церкви через Крещение. При этом за их воспитание в православной вере поручаются восприемники (крестные родители). Православие, как и все другие исповедания, понимает последние слова из земной жизни Спасителя, обращенные к апостолам, как заповедь: “идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. . .”. Православные миссионеры на Урале, Алтае, в Якутии и на Курилах, в Китае, Японии и на Аляске прославились подвигами своего человеколюбия, жертвенности, милосердия, чуткости к просвещаемому народу. Не случайно Церковь многих из них причислила к лику святых. Сегодня миссионерская активность направлена прежде всего на секуляризованное российское общество, а не на отдаленные страны. Этими проблемами занимается в РПЦ Синодальный Миссионерский Отдел. В Санкт-Петербурге их изучает научно-исследовательская структура “Православный институт миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений”.

Церковные издания, выступления в средствах массовой информации

  Десять лет назад существовало только одно церковное издательство — Издательство Московской патриархии. Сегодня таких издательств множество (чаще всего при монастырях). Ряд издательств, не являясь церковными, выпускает книги “по благословению правящего архиерея”. В Санкт-Петербурге есть два церковных издания: “Санкт-Петербургские епархиальные ведомости” и журнал СПбДА “Христианское чтение”. Газета “Православный Санкт-Петербург” не является органом церковной печати. В Москве существует ПИТА — Православное информационное телевизионное агентство.

Благотворительные организации, формы социального служения

  Вопросами благотворительности занимается в РПЦ Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению. Но различные диаконические инициативы осуществляются, как правило, на епархиальном уровне. В Санкт-Петербургской епархии есть диаконический отдел и священник, ответственный за диаконию в епархии. Имеет место также межконфессиональное сотрудничество православных с христианами других Церквей в деле организации и реализации диаконических проектов в рамках Христианского Межцерковного Диаконического совета Санкт-Петербурга.

Организационная структура

  Православие в Санкт-Петербурге представлено Санкт-Петербургской епархией Московского Патриархата (епархиальное управление — наб. реки Монастырки, 1), которую с декабря 1995 г. возглавляет Высокопреосвященнейший Владимир (Котляров) Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Предстоятель Русской Православной Церкви — Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (Ридигер). РПЦ поддерживает братские отношения с другими Православными Церквами, являясь автокефальной Церковью, то есть абсолютно независимым и самостоятельным членом семьи Православных Церквей. Константинопольский Патриарх, именуемый Вселенским, лишь “первый среди равных”, он не обладает правом вмешательства во внутренние церковные дела других Поместных Церквей.

Численность

  Всероссийский центр исследований общественного мнения установил, что только 37% жителей страны относят себя к разряду неверующих. 50% назвали себя православными. За пять лет до этого цифры были 50% и 30% соответственно. 1 В одном из своих выступлений Святейший Патриарх Алексий II говорил о 100 миллионах православных. Вопрос заключается в том, включать ли в это число всех крещенных, или же считать только практикующих верующих. При выборке в 2004 человека соотношение между верующимии неверующими — 42% к 44% (остальные затруднились ответить).2

Национальный состав РПЦ

  Национальный состав РПЦ отличается пестротой. Хотя русские и составляют большинство, среди членов РПЦ много украинцев, белорусов, молдаван, евреев, эстонцев и представителей различных национальностей, живущих в России.

Институт монашества

  Монашество в Православии играет значительную роль. Не только аскетические идеалы монашества воспитывали мирян, не только молитва, в которой безусловно нуждается все общество, но и активная социальная позиция монастырей (особенно в Древней Руси) существенна для Православия. Монастыри долгие годы были рассадниками просвещения, очагами милосердия, благотворительности. В них верующие получали духовное утешение и духовные наставления. Сегодня монашество в России восстанавливается. Число монастырей (в доперестроечное время их было 18) сегодня увеличилось более чем в 20 раз. На территории Санкт-Петербургской епархии имеется несколько монастырей и монастырских подворий, находящихся в других епархиях.

Кандидаты на епископское служение в РПЦ избираются только из монашествующих.

Отношение к другим религиям и христианским конфессиям (в том числе возможность совместной молитвы, совместных богослужений)

  Отношение к другим христианским конфессиям сформулировано в решениях архиерейских соборов 1994 и 1997 гг. РПЦ продолжает свое членство во Всемирном Совете Церквей и Конференции Европейских Церквей. Делегация РПЦ активно участвовала в работе первой и второй Европейских Экуменических Ассамблей в Базеле (1990 г.) и в Граце (1997 г.). Вопрос об участии в экуменических молитвах решается (согласно постановлению Архиерейского собора 1994 г.) на епархиальном уровне правящим архиереем.

Библиография

Булгаков С., прот. Православие. Киев, 1991. (Есть другие издания, М.).
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
Мейендорф И. Живое Предание. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.
Мень А., прот. Таинство, Слово и Образ. Л., 1991.
Настольная книга священнослужителя: В 7 т. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1977-1987.
Никольский К. Пособие по изучению устава. М., 1995
О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М.: Изд-во Московской патриархии, 1991.
Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. М.: YMCA-PRESS, 1985. (Есть другие издания, М.)

© НП Межцерковная образовательно -просветительская организация “Апостольский город - Невская перспектива”
 

ПравославиЕ
" ВЕРуЕМ "



Хостинг от uCoz